Что такое налоговый аудит организаций. Налоговый аудит — безопасность Вашего бизнеса. Какие виды налогового аудита существуют

Налоговый аудит , который мы предлагаем, представляет собой документальную аналитическую проверку хозяйственной деятельности предприятия «глазами налогового инспектора». По своей сути, такой налоговый аудит, схож с аудиторской деятельностью и налоговой проверкой.

Целью данной проверки является:

  • Выявление потенциальных налоговых рисков
  • Определение их размеров
  • Выработка решения по устранению (минимизации налоговых рисков).

Когда необходим налоговый аудит

  • Перед налоговой проверкой
  • Перед подготовкой бухгалтерской и налоговой отчетности
  • При необходимости проверки квалификации главного бухгалтера

Задачи налогового аудита

  • Проверка соблюдения налогоплательщиком требований законодательных иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также актов ФНС России;
  • Комплексная оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля;
  • Сбор и анализ информации с последующим формированием предложений и рекомендаций для устранения нарушений, недостатков и снижению налоговых рисков, а также повышению надежности системы внутреннего контроля;
  • Обеспечение руководства организации независимой, своевременной и объективной информацией о налоговом учете и отчетности компании

Зачем необходим налоговый аудит?

  • Налоговый аудит помогает заблаговременно выявить налоговые риски и подготовиться к предстоящей камеральной или выездной проверке. Это позволяет снизить налоговые риски доначислений налогов, пеней и штрафов.
  • Налоговый аудит позволяет оценить систему внутреннего контроля, выявить ее недочеты, «провалы». Эффективная система внутреннего контроля в компании позволяет в дальнейшем снижать к минимуму все налоговые риски.

Ключевые налоговые риски

  • Операции, неоднозначно трактуемые в законодательстве и сложные в понимании с точки зрения включения в налогооблагаемую базу операций со связанными сторонами;
  • Операции, методы учета которых определяются по-разному бухгалтерским и налоговым законодательством;
  • Операции с существенными суммами;
  • Операции, ранее не встречаемые в хозяйственной практике аудируемого лица;
  • Операции, учет по которым ведется малоквалифицированным или малоопытным работником;
  • Операции, учитываемые с нарушением методики отражения на счетах учета.

Результат проведения налогового аудита

По результатам проведения налогового аудита Вам предоставляется отчет который содержит:

  • Подробный перечень выявленных рисков предъявления к вам налоговых претензий и их предполагаемого размера (с указанием наиболее уязвимых мест);
  • Практические рекомендации по устранению выявленных рисков.

Что вы сможете с этим сделать?

  • Комплексно обсудить результаты Налогового аудита и рекомендации по устранению налоговых рисков со специалистами нашей компании;
  • На основе «взгляда со стороны» Вы сможете определить для себя вероятность предъявления налоговых претензий и принять предложенные решения для самостоятельного устранения рисков;
  • Вы сможете воспользоваться нашим предложением по осуществлению налогового планирования и налоговой оптимизации бизнеса.

Наша компания оказывает следующие виды налогового аудита

По выбору Заказчика проверка исчисления всех налогов проводится за определенный период: год, полугодие, квартал.

Этапы проведения налогового аудита

1 этап Изучение эффективности и надежности системы внутреннего контроля. Исходя из данной оценки, определяется методика и глубина проверки.
2 этап Подготовка плана проверки.
3 этап Сбор информации: декларации, договора, первичные документы, электронная база учета и т.д.
4 этап Изучение налоговой базы по каждому из проверяемых видов налога, аудит налогового учета и налоговой отчетности, как комплексный, так и по отдельным налогам. Проводится анализ на предмет выявления возможных налоговых рисков.
5 этап Сбор и анализ информации о возможностях налогоплательщика по оптимизации налогообложения.
6 этап Составление отчета для клиента.

Для проведения налогового аудита нам необходимы:

  • Посещение Вашего офиса, с целью оценки системы внутреннего контроля, проведения беседы или анкетирования сотрудников, участвующих в ведении налогового учета, приеме учетных документов, создании и согласовании договоров и т.д.
  • Копия налоговой и бухгалтерской отчетности, которая была сдана в контролирующие органы (вся отчетность с начала анализируемого периода до его окончания) с отметками контролирующих органов.
  • Первичная документация, договоры по сделкам, проведенным в проверяемом периоде, согласно плану проверки.
  • Электронная база бухгалтерского и налогового учета, за проверяемый период (копия база, либо организуется удаленный доступ к базе/либо доступ к базе в офисе Заказчика);
  • Желательна доступность главного (или просто) бухгалтера для ответов на вопросы по телефону или электронной почте.

Стоимость услуги

Стоимость услуги налогового аудита зависит от:

  • размеров и сложности бизнеса;
  • количества операций в периоде;
  • количества проверяемых периодов.
Налоговый аудит Стоимость
1. Экспресс-аудит
От 15000р за 1 квартал
От 25000р за 1 квартал
стоимость договорная
2. Комплексный налоговый аудит
Для компаний с выручкой до 100 млн. руб. в год От 25000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой от 100 млн. руб. до 300млн. руб. в год От 35000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой свыше 300 млн. руб. год стоимость договорная
3. Тематический налоговый аудит
Для компаний с выручкой до 100 млн. руб. в год От 20000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой от 100 млн. руб. до 300млн. руб. в год От 30000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой свыше 300 млн. руб. год стоимость договорная

Налоговый аудит ― это один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Налоговый аудит представляет собой оценку существующей модели налогообложения компании клиента, а также разработку заключения о возможности повышения эффективности в среде налогового учета компании.

Под налоговым аудитом мы подразумеваем специальное аудиторское задание по рассмотрению порядка формирования бухгалтерских и налоговых отчетов клиента с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты предприятием клиента налогов и других платежей в бюджеты разных уровней, а также во внебюджетные фонды.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом, а т.к. объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, то такой метод проверки вполне применим для налогового аудита.

Целью налогового аудита являются:

  • подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов
  • общий анализ системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
  • подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды
  • минимизация налоговых выплат

Заказчики налогового аудита

Для того, чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, компаниям целесообразно и экономически выгодно проводить налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств, которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Методика налогового аудита

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:

  • предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  • проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
  • оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия.

Так, на первом этапе необходимо:

  • провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
  • проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;
  • провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;
  • проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности.

В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством. В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок.

На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

Т.е. при проведении налогового аудита рассматриваются следующие вопросы:

  • Оценка правильности определения налогооблагаемой базы;
  • Оценка правомерности применения налоговых льгот;
  • Оценка правильности расчета налоговых обязательств, в том числе:
    • налогу на добавленную стоимость,
    • акцизам,
    • налогу на прибыль организаций,
    • налогу на доходы физических лиц,
    • единому социальному налогу,
    • таможенным пошлинам и сборам,
    • налогу на имущество организаций,
    • транспортному налогу,
    • земельному налогу,
    • налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов,
    • и т.д.
  • Оценка правильности расчетов с внебюджетными фондами, в том числе:
    • Пенсионным фондом РФ,
    • Фондом социального страхования РФ,
    • Фондом медицинского страхования РФ,
    • Фондом занятости РФ (по квотированию рабочих мест).
  • Экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения.
  • Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
  • Защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
  • Представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.
  • Разработка и представление:
    • рекомендаций и предложений по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
    • оптимальных механизмов исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
    • рекомендаций о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот;
    • предложений по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков;
    • предварительного расчета налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;
    • рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;
    • рекомендаций и предложений по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов;
    • предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.

По итогам проведения налогового аудита оформляется заключение о результатах выполнения специального аудиторского задания, которое содержит обоснованные выводы и предложения, а именно:

  • выводы о состоянии налогового учета;
  • заключение об адекватности системы налогообложения деятельности компании;
  • информацию о потенциальных налоговых рисках;
  • возможности планирования налоговой нагрузки компании.

В результате проведения налогового аудита экономический субъект получает:

  • Оценку правильности определения налогооблагаемой базы.
  • Оценку правомерности применения налоговых льгот.
  • Оценку правильности расчета налоговых обязательств.
  • Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.
  • Рекомендации и предложения по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  • Оптимальные механизмы исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
  • Рекомендации о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот.

Ответственность аудиторов

Очевидно, что аудиторы, как и работники налоговых органов, способны выявить возможные нарушения действующего законодательства. Однако цель налоговых органов - привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности, а цель аудиторов - снизить вероятность привлечения к ней организации. Аудиторы не могут заставить своего заказчика принимать те или иные решения, они могут только дать обоснованные рекомендации. Таким образом, в случае выявления нарушений налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, носящих существенный характер, аудиторская организация должна сообщить руководству экономического субъекта об ответственности за допущенные нарушения и необходимости внесения изменений в бухгалтерскую отчетность, уточнения налоговых деклараций и расчетов.

Если бухгалтерия организации не сочтет нужным исправить существенные нарушения, выявленные аудиторской организацией по результатам выполнения специального аудиторского задания, аудиторская организация должна направить письмо-уведомление на имя руководителя организации о данном факте и сообщить об ответственности за нарушение действующего законодательства. Решение о том, следовать или не следовать рекомендациям аудиторской фирмы, остается за руководителем организации. Таким образом, аудиторская фирма освобождает себя от ответственности и перед законом, и перед клиентом в случае привлечения последнего к ответственности. Однако у аудиторской фирмы есть определенные обязательства перед клиентом. В частности, она несет ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации проверяемой организации. По окончании налогового аудита заказчик может воспользоваться иными услугами аудиторской фирмы.

Аудиторская организация может также представлять интересы хозяйствующего субъекта в отношениях с налоговыми органами. Общение с налоговыми органами в ходе и по результатам проведения налогового аудита осуществляется: для получения разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта; при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и др.) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами; в других необходимых случаях.

Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть: указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства; разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов; внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования.

Однако следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих налоговому аудиту услуг может быть достигнут только тогда, когда этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти эффективное решение проблемы.

Наша компания успешно работает на рынке аудиторских услуг уже более 10 лет, а потому наши специалисты по аудиту имеют огромный опыт и знания в вопросах аудита организаций (предприятий) по видам деятельности , аудита отдельных операций , обязательного аудита , инициативного аудита , налогового аудита , финансового аудита , консолидации отчетности (в т.ч. МСФО) .

Наши бухгалтеры и аудиторы готовы ответить на любые вопросы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, касающиеся аудита .

Несмотря на то, что законодательство в рамках проверки достоверности финансовой отчетности организаций не требует обязательного проведения отдельного аудита налогообложения, такой вид ревизии становится все более актуальным. Связано это в основном с большими рисками доначислений в бюджет при проведении проверок налоговыми органами. Рассмотрим особенности налогового аудита.

Аудит начислений и не только

Даже для тех компаний, которые обязаны представлять заключение о достоверности своей бухгалтерской отчетности, такого рода заключение о налоговой отчетности не является необходимым. Однако налоговые риски становятся все более вероятными и ощутимыми.

Поэтому осуществление аудита налогообложения (как в рамках обязательной аудиторской проверки, так и отдельно) необходимо прежде всего компаниям, которые проводят высокорисковые в плане налоговых доначислений операции. Например, экспортно-импортные, льготируемые, не имеющие однозначного толкования в налоговом законодательстве и пр.

Проверка аудиторами правильности исчисления налоговых обязательств необходима также тем организациям, которые работают в условиях совмещения налоговых режимов.

В рамках налогового аудита могут быть выявлены не только те факты, которые привели к появлению потенциальной недоимки в бюджет, но и те, которые сформировали скрытые налоговые резервы в виде переплат. Такое может произойти, когда компания, имея право на льготу, не воспользовалась ею. Например, не применила льготу по налогу на имущество с высокоэффективным энергопотреблением или льготы, предоставленные региональным законодательством.

Цели и этапы аудиторской проверки налогообложения предприятия

В результате проверки аудиторы должны сделать вывод о том, насколько достоверной является налоговая отчетность предприятия, какие ошибки выявлены и какие меры следует принять для их устранения.

Для осуществления этой цели могут быть выделены 3 основных этапа:

  • изучение состояния налогового учета проверяемого предприятия за год или иной период;
  • оценка состояния налогового учета;
  • выработка рекомендаций по минимизации налоговых рисков.

Задачи налогового аудита

Во время осуществления названных этапов проверяющими будут выполняться следующие основные задачи:

  • проверка полноты базы налогообложения по всем уплачиваемым предприятием налогам. При этом могут быть выявлены объекты, не включенные в базу по налогу на имущество, например движимое имущество, полученное от взаимозависимых лиц, или операции, не попавшие в базу по начислению НДС, такие как безвозмездная передача имущества и пр.;
  • проверка базы налогообложения на предмет включения в нее необлагаемых операций. Например, возможно ошибочное включение предприятием в доходы по налогу на прибыль имущества, полученного на пополнение чистых активов, и т.п.;
  • проверка обоснованности применения пониженных или нулевых ставок налогов. При выполнении этой задачи аудиторы могут выявить неправомерность применения сельскохозяйственными или медицинскими организациями ставки 0% по налогу на прибыль или применение такой ставки при получении доходов вне рамок их основной деятельности (доходы от аренды, реализации основных средств, начисления процентов по займам и пр.). Также при выполнении этой задачи проверяется обоснованность применения ставки НДС 0% по экспортным операциям и т.д.;
  • обоснованность и возможность применения льгот по налогам. Здесь необходимо провести проверку с учетом положений не только федерального, но и регионального законодательства;
  • оценка рискованности учетной политики по налогообложению. В рамках этой задачи аудиторы проверят, как часто подход организации к решению той или иной налоговой проблемы отличается от точки зрения контролеров или высших арбитров. Здесь же будут рассмотрены и оценены применяемые методы оптимизации налогообложения;
  • проверка правильности составления налоговой отчетности с учетом всех выявленных фактов и предоставление рекомендаций по ее уточнению;
  • выработка рекомендаций по использованию обнаруженных налоговых резервов.

Отметим, что возможен аудит правильности исчисления отдельного налога, а не всех уплачиваемых предприятием налогов в комплексе.

С каждым годом ужесточается контроль исполнения налоговых обязательств со стороны государства. Помочь выявить и исправить все недочеты по расчетам с бюджетом, призван налоговый аудит.

Что такое налоговый аудит – простым языком о сложных вещах

Налоговым называется услуга, оказываемая аудиторской организацией, в части проведения проверок начисления и уплаты всех видов налогов и сборов организации заказчика. В результате оказания данной услуги, аудитор выражает мнение о правильности и достоверности налогового учета и соответствии требованиям законодательных актов.

Аудит налогов может проводиться как по одному выбранному виду налога, так и по нескольким видам, включая налоги, установленные специальными режимами, например, единый сельскохозяйственный налог или налог, уплачиваемый при применении юридическим лицом упрощенной системы налогообложения.

Главные задачи проверок – почему они так важны?

В преддверии проведения налогового аудита и создания определенной методологической основы, необходимо составить список задач, определяющих основное направление деятельности проверяющего состава. Как правило, эти задачи имеют общие черты и характеристики у большинства аудиторов, проводящих проверку налогов:

Изучаем виды проверок и их характеристики

Различают два вида налогового аудита: комплексный и тематический. Комплексный аудит предполагает полную проверку всей отчетности предприятия по налогам и сборам за определенный период времени. Тематический аудит проводится по одному или нескольким выборочным видов налогов, согласованных при заключении договора с заказчиком.

Кроме вышеуказанных видов налогового аудита, специалисты выделяют еще один – структурный. Его особенностью является проверка расчетов налоговых выплат экономического субъекта относительно структурных подразделений.

Такой вид аудита особенно востребован в крупных компаниях, имеющих несколько филиалов, но не ведущих централизованный учет финансово-хозяйственных операций.

Что касается самого аудита налогов, то он может проводиться как отдельно взятое задание, так и в составе общей аудиторской проверки предприятия как сопутствующая услуга.

Как проходит проверки на предприятии?

Методология аудита налогов и сборов в разных случаях может отличаться в зависимости от того, на какой системе налогообложения находится предприятие, и какие виды налогов подлежат аудиторской проверке.

Сам процесс проведения аудита налогов можно распределить на несколько этапов:

Первоначальное ознакомление с системой налогообложения, действующей на предприятии заказчика

На этом этапе происходит исследование всех основных показателей, оказывающих непосредственное влияние на формирование базы для расчета налога, и дается общая оценка состояния налогового учета.

Обязательным условием является проверка методологии расчета налогов и соответствие показателей данным, указанным в налоговой декларации, а также уделяется пристальное внимание особенностям документооборота и хранения информации;

Проверка учетной политики

Анализ учетной политики предприятия в целях налогообложения позволяет аудитору наиболее эффективно осуществить план мероприятий по выявлению ошибок и несоответствий, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. На этапе изучения учетной политики также проверяются такие документы, как приказ о создании учетной политики, утвержденный план счетов, применяемый в бухгалтерском учете, перечень утвержденных форм первичной документации.

Проверка правильности начисления и сроков оплаты налоговых сумм

На третьем этапе проверки данные, содержащиеся в отчетных документах по налогам, соотносятся с данными в бухгалтерском учете. В отдельных случаях, проверке подвергаются первичные документы, например, счета-фактуры, при аудите налога на добавленную стоимость;

Правомерность применения налоговых вычетов

На данном этапе аудита налогов проводится оценка правовой деятельности юридического лица, оцениваются его договорные отношения с контрагентами, проверяется оформление всех документов, подтверждающих право на вычет. Особое внимание уделяется правильности заполнения строк налоговой декларации и соответствию требованиям нормативных документов.

Формирование мнения, подготовка и выдача аудиторского заключения

По окончании проведенной проверки налогового учета в лице руководителя, либо аудитора, ответственного за выдачу заключения, обязана выдать организации заказчика аудиторское заключение, содержащее мнение о полноте и достоверности налогового учета.

Каким организациям стоит воспользоваться проверкой?

Аудит налогов не является обязательной мерой и не выделяется в законодательной базе как самостоятельный вид аудита. Скорее его можно охарактеризовать как услугу, сопровождающую общий аудит хозяйственной деятельности предприятия.

Повышенный интерес к данному виду аудита объясняется тем, что аудит налогов, проходящий в составе общего аудита, не охватывает всей полноты процесса налогового учета и не всегда может достоверно отразить ситуацию по налогам, что может повлиять на возникновение налоговых рисков и привлечение руководства предприятия к налоговой ответственности.

Как правило, аудиторская проверка налогов проводится по инициативе руководителя в случае, когда на предприятии ожидается проверка налоговой инспекции. Чтобы избежать налоговых рисков и своевременно выявить и устранить все возможные ошибки в расчетах, начислении и уплате налогов, компании заключают договор с аудиторской организацией, имеющей в штате аудиторов, специализирующихся в области налогового учета.

Наиболее часто за оказанием услуг по аудиту всех видов налогов обращаются крупные торговые, производственные и промышленные предприятия, имеющие большую организационную структуру и крупные оборотные активы. Таким предприятиям зачастую становится более выгодно провести аудит налогообложения и минимизировать риск начисления штрафных обязательств, так как в случае проверки налоговыми органами и выявления ими ошибок в исчислении и уплате налогов в бюджет, обязательства по выплате могут стать в разы больше, чем стоимость услуг аудитора.

Также услугами аудиторов в проведении проверки ведения учета налогов могут воспользоваться организации, в которых сменилось руководящее лицо. По понятным причинам, пришедший на новое место руководитель должен удостовериться в отсутствии негативных факторов в учете и отчетности, способных повлечь за собой привлечение к налоговой ответственности путем начисления пеней и штрафов, а также снизить вероятность возможности появления этих факторов в будущем.

поможет вам правильно провести все расчеты по налоговым вычетам.

Вы узнаете, как получить бесплатную выписку из ЕГРЮЛ совершенно бесплатно.

Нередко многие путают такие понятия, как прибыль и выручка. вы узнаете, что это такое и в чем особенности налоговых вычетов с выручки.

Несколько слов про отчетную документацию

По итогам проводимой аудиторской проверки налогов заказчику выдается заключение, которое хоть и является официальным документом, но, по сути, не содержит никакой полезной информации для пользователя.

По этому, к аудиторскому заключению обязательно должен прилагаться подробный отчет о результатах проведенного налогового аудита, в котором содержится информация обо всех выявленных ошибках и нарушениях в учете организации, а также замечания с рекомендациями по их устранению и оптимизации налогового учета.

В результате проведенного налогового аудита руководство компании заказчика вместе с официальным заключением получает уверенность в правомерности всех начислений и выплат за проверенный период, предложения и рекомендации по принятию мер в целях повышения качества расчетов по налогам и сборам, например, создание системы налогового планирования с учетом предстоящих изменений в налоговом законодательстве.

В конечном итоге, налоговый аудит – это отличный инструмент для получения своевременной, полной и достоверной информации о соответствии ведения налогового учета всем требованиям законодательства.

Вконтакте

Субъекты финансово-хозяйственной деятельности, рано или поздно, сталкиваются с налоговой проверкой. И к этому мероприятию нужно быть готовым. Чтобы свести к минимуму риск штрафов и взысканий за ошибки в налоговом учете лучшее, что можно сделать – это заказать независимый аудит.

Налоговый аудит – это и есть налоговая проверка, только в этом случае аудитор на вашей стороне и защищает интересы вашей компании.

В ходе проверки отчетности уделяется внимание своевременной уплате налогов в бюджет, проверяется правильность применения льгот, уточняются затратные статьи организации, взаимодействие с нерезидентами, а также анализируются все те вопросы, которые возникнут у инспектора в ходе проверки.

Проведение налогового аудита

В комплекс услуг по аудиту налогового учета организации входят следующие мероприятия:

  • Проверка соблюдения налогового законодательства. Специалист проверяет правильность заполнения первичных документов, соответствие действующему законодательству, грамотное отражение их в регистрах, выполняет проверку правильности уплаты налогов. Аудит отчетности проводится сплошным или выборочным методом.
  • Проверка обоснованности льгот. Аудитор определяет, насколько правомерны налоговые льготы, проверяют наличие подтверждающих документов и то, насколько они соответствуют законодательству.
  • Проверка деклараций. Данный этап предполагает сверку данных регистров и деклараций, сроки представления отчетности в налоговые органы и полноту информации.
  • Оценка налоговой нагрузки. Аудитор оценивает размер нагрузки предприятия по налогам, готовит рекомендации по ее снижению.
  • Поиск налоговых рисков. Специалист оценивает риски организации и дает рекомендации по их уменьшению.
  • Последний этап — предоставление аудиторского отчета.

Самое главное в аудите – выбрать опытного и грамотного аудитора, от которого зависит результат проверки. Внутренний аудит налогов и сборов позволяет выявить ошибки и разработать методы по их устранению.

Все виды налогового аудита от «АВТ Консалтинг»

Как показывает наша практика, польза от аудита в десятки раз превышает затраты на данную услугу. Заказав в юридической компании «АВТ Консалтинг» налоговый аудит предприятия, вы оцените следующие преимущества:

  • Большой опыт и обширная практика в аудите дает нам возможность быть в курсе всех изменений законодательства.
  • Наши юристы имеют высокую квалификацию и богатый стаж за плечами.
  • Если в вашей организации запланирована срочная налоговая проверка, мы выполним срочный заказ, чтобы вы успели подготовиться до ее начала.
  • Гарантируем полную конфиденциальность.
  • Устанавливаем разумные цены на аудит управления налоговыми потоками и другие виды аудита.

Цена налогового аудита компании зависит от числа контрагентов, объема выручки и потребности клиента. Чтобы узнать точную стоимость и заказать услугу, свяжитесь с нами удобным способом. Первичная консультация у нас бесплатна!