Презентация насилие в семье виды формы последствия. Насилие в семье- актуальная проблема современного общества. конфликтные отношения между родителями




Физическое насилие - это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.










От произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а кончают жизнь самоубийством.



По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (%), запирание в темноте (%), изгнание из дома (12,6%).








Взрослые - жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей. 21


Жестокое обращение с детьми-

это любое действие (или бездействие) родителей, иных законных представителей, воспитателей и других лиц, которое приводит (либо велика вероятность, что может привести) к смерти, серьёзному физическому или эмоциональному вреду, сексуальному насилию.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.


Из истории

Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.

  • детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;
  • их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;
  • детей продавали и покупали.

Научными исследованиями установлено, что:

  • насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
  • ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
  • для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
  • более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

  • в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций);
  • около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.


Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп:

первая - от 1 года до 2 лет;

вторая - от 3 до 9 лет (число случаев удваивается);

третья - с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).


Виды насилия над детьми в семье

  • физическое насилие;
  • пренебрежение потребностями и нуждами ребенка;
  • сексуальное насилие;
  • психологическое эмоциональное насилие.

Пренебрежение нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами ребенка-это

невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании. Пренебрежение включает в себя ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании и развитии, медицинской помощи при наличии у ребёнка хронических заболеваний.


Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:

Алкоголики, наркоманы;

Лица с психическими расстройствами;

Юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

Родители с низким социально-экономическим уровнем жизни;

Родители,имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.


Последствия пренебрежения

Внешние проявления :

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

  • отставание в весе и росте от сверстников;
  • педикулез, чесотка;
  • частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
  • запущенный кариес;
  • отсутствие надлежащих прививок;
  • задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

  • постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
  • неумение играть;
  • постоянный поиск внимания/участия;
  • частые пропуски школьных занятий;
  • крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
  • склонность к поджогам, жестокость к животным;

Психологическое (эмоциональное)насилие

Эмоциональное (психологическое) насилие включает в себя постоянное отвержение, обвинение в адрес ребёнка, унижение его достоинства, длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей.


К психологическому насилию относится:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
  • предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;
  • нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Группы риска детей по эмоциональному насилию

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
  • дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.


Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где :

  • патриархально-авторитарный уклад;
  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Физическое насилие

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.


Чаще всего это происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Физическое насилие проявляется как:

  • удары по лицу;
  • тряски, толчки;
  • затрещины,
  • удушения,
  • пинки;
  • заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
  • избиение ремнем, веревками;
  • нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.


Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

Возраст 3 года – 6 лет:

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
  • пассивная реакция на боль;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
  • негативизм, агрессивность;
  • лживость, воровство;
  • жестокость по отношению к животным;

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь идти домой после школы;

Подростковый возраст:

  • побеги из дома;
  • суицидальные попытки;
  • делинквентное поведение;
  • употребления алкоголя, наркотиков.

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
  • большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

Последствия жестокого обращения с детьми в семье

  • уход в религиозные секты;
  • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

Уголовный кодекс РФ


Защита прав ребенка в законодательных актах

Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)


Защита прав ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)


Этапы решения проблемы в России

  • 2010 год в России объявлен годом общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
  • 25 мая 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев поддержал движение "Россия - без жестокости к детям!" и стал первым его участником.
  • В августе-сентябре в России создан единый общероссийский телефон доверия для детей, подвергшихся жестокому обращению.
  • Уже функционирует сайт www.ya-roditel.ru

Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети!

1 слайд

2 слайд

Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы – перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов

3 слайд

Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

4 слайд

В отношении детей выделяют следующие виды насилия: пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка; 2) физическое насилие; 3) психологическое (эмоциональное) насилие; 4) сексуальное насилие и растление; 5) экономическое

5 слайд

Недостаточное обеспечение необходимой медицинской помощью, когда он болен. Недостаточное удовлетворение его потребности в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании. - Причинение умышленного вреда ребёнку. - Отсутствие должного обеспечения опёкой и надзором. - Воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами. - Эксплуатация непосильным трудом. - Алкоголизм родителей, употребление наркотиков. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка

6 слайд

Психологическое насилие: оскорбления; шантаж, акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнёром; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам; эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих её действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

7 слайд

Психологическое насилие наиболее распространено, присутствует практически во всех семьях. Результатом данного вида насилия могут стать обострение хронических заболеваний, посттравматический стресс, депрессия, постоянное чувство страха, попытки самоубийства. Специалисты считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьёзнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны, например, нападения хулигана на улице.

8 слайд

Экономическое насилие: отказ в содержании детей, утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений – это может проявляться, например в том, что при покупке продуктов не учитывается потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками и т.п.

9 слайд

Сексуальное –это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Инцест – сексуальные отношения между кровными родственниками.

10 слайд

Физическое – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей от заботы об уходе, здоровье, безопасности детей.

11 слайд

Как проявляется насилие? 1. Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др. 2. Изоляция – постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др. 3. Физическое наказание – избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др. 4. Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, а женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Cлайд 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Проблема насилия в отношении детей: виды, формы, последствия, оценка факторов риска Шилина Ирина Борисовна, д.и.н., профессор, декан факультета «Социальная коммуникация» МГППУ Москва, 2013

Cлайд 2

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей. Насилие – это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в самоутверждении через подавление других.

Cлайд 3

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению младших; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам; со стороны одних членов семь по отношению к другим. В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Cлайд 4

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 1. Дети чаще подвергаются насилию в социально-неблагополучных семьях. Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально-неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально-благополучной» семье нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.

Cлайд 5

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 2. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу. Физические наказания оставляют в детях чувство страха, унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примерами агрессивности.

Cлайд 6

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 3. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение. Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей.

Cлайд 7

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 4. Случаи сексуального насилия в отношении детей - редкость. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Эти цифры не отражают реального положения дел, т.к. они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25% женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.

Cлайд 8

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 5. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами. В 75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% - это родственники, родители и лица, их заменяющие. В среднем, считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями. 6. Сексуальному нападению со стороны взрослых в основном подвергаются подростки. Сексуальное насилие может произойти, когда ребенок находится в еще младенческом возрасте, дети дошкольного возраста так же считаются повышенной группой риска. Наиболее часто подвергаются насилию дети от 8 до 11 лет.

Cлайд 9

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми более 50 тысяч детей в России ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей; число беспризорных детей в России достигло 3-4 миллионов. Мифы: Факты: 7. Дети могут выступать соблазнителями в сексуальных взаимоотношениях взрослого и ребенка. Дети, как и все живые существа, могут испытывать сексуальные чувства, однако у них отсутствуют знания и опыт для того, чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая такими знаниями и опытом, осознают, что сексуальные действия с ребенком наносят ему физический и моральный вред н, по сути, являются его эксплуатацией.

Cлайд 10

1.2. Виды насилия в отношении детей Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах. 1. Физическое насилие. 2. Психологическое (эмоциональное) насилие. 3. Пренебрежение основными нуждами ребенка. 4. Сексуальное насилие.

Cлайд 11

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные 1.2. Виды насилия в отношении детей нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей. Внешний вид: множественные повреждения, имеющие специфический характер и различную степень давности; задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода.

Cлайд 12

Основные типы травм: - на теле: ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от сигарет или от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков, ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, от сдавливания, от укусов. - на голове: участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах. - повреждение внутренних органов: переломы, разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря, сотрясение головного мозга. - изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, отравляющих веществ или медицинских препаратов. 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 13

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие: 1.2. Виды насилия в отношении детей К прямым психологическим последствиям физического насилия в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энурезы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика. Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 мес.

Cлайд 14

1.2. Виды насилия в отношении детей Возраст 6 месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки. Возраст 1,5 - 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности. Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

Cлайд 15

1.2. Виды насилия в отношении детей Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы. Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку: - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка; - позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица;

Cлайд 16

1.2. Виды насилия в отношении детей - обвинение в травмах самого ребенка; - неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее преуменьшению или преувеличению; - отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; - невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в отношениях с ребенком; - рассказы о том, как их наказывали в детстве; - признаки алкоголизма, психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбудимость, неадекватность).

Cлайд 17

2. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. 1.2. Виды насилия в отношении детей Формы психологического насилия: Отвержение; Терроризирование; Изоляция; Эксплуатация/развращение; Игнорирование. Проявлений психологического насилия – это эмоциональная депривация ребенка, лишение его возможности испытать подлинное чувство привязанности к родителям, защищенности, теплоты, глубокого общения.

Cлайд 18

Особенности психического состояния и физического развития ребенка, позволяющие заподозрить психологическое насилие: задержка физического и интеллектуального развития; нервные тики; сосание пальцев; энурез; печальный вид; нарушение аппетита; нарушение сна; соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии). 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 19

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию: беспокойство; тревожность; склонность к уединению; подавленность; агрессивность; чрезмерная уступчивость и послушание; заискивающее; угодливое поведение; побеги из дома; угрозы и попытки суицида; проблемы в общении; плохая успеваемость; низкая самооценка. 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 20

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить психологическое насилие по отношению к ребенку: постоянное сверхкритичное отношение к ребенку; нежелание поддержать ребенка или утешить его, в тех случаях, когда он в этом нуждается; отождествление ребенка с нелюбимым родственником; перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи; подверженность стереотипам о пользе жестких мер воспитания в отношении детей. 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 21

3. Пренебрежение основными нуждами ребенка – нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребенка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию. 1.2. Виды насилия в отношении детей Под пренебрежение интересами и нуждами ребенка понимается: - отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;

Cлайд 22

1.2. Виды насилия в отношении детей - оставление ребенка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям; - лишение ребенка должного внимания и заботы, в результате чего для ребенка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя или наркотиков, а так же совершение преступлений.

Cлайд 23

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: санитарно-гигиеническая запущенность; низкая масса тела, задержка роста; общее отставание в физическом развитии; задержка речевого и моторного развития; утомленный вид; сонливость; опухшие веки; обезвоживание организма (у грудничков); педикулез; неопрятная или неподходящая по сезону одежда; хронические инфекции; многократная госпитализация; многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Cлайд 24

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: испытывает постоянный голод или жажду; ворует пищу; интенсивно привлекает к себе внимание других людей; легко вступает в контакт с посторонними; не по возрасту самостоятельный,; имеет трудности в обучении; низкую успеваемость; проявляет агрессивность; пассивность; подавленность; регрессивное поведение; трудности общения; занимается мастурбацией; демонстрирует делинквентное поведение.

Cлайд 25

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности родителей и семей, допускающих пренебрежение основными нуждами ребенка: не получили в детстве опыта полноценной эмоциональной близости с собственными родителями; имеют неразвитые родительские чувства и родительские навыки (например, сами воспитывались в сиротских учреждениях); игнорируют общепринятые нормы морали, считая ребенка своей собственностью; злоупотребляют алкоголем или наркотиками; имеют психические заболевания; являются членами деструктивных сект.

Cлайд 26

4. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. 1.2. Виды насилия в отношении детей Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок: - не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, опирающегося на авторитет или силу; - не может полностью понимать, в силу своей функциональной незрелости, на что подталкивает его взрослый и поэтому его «согласие» на сексуальные отношения носит условный характер;

Cлайд 27

1.2. Виды насилия в отношении детей - не может предвидеть все негативные последствия сексуальных действий и тот вред, который будет причинен его физическому, психологическому и социальному здоровью. Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить сенсуальное насилие: повреждение генитальной, анальной или оральной области, ссадины, потертости, повторные или хронические инфекции мочеполовых путей, наличие заболеваний, передающихся половым путем, зуд в интимных местах тела, боль при мочеиспускании или дефекации, боли в животе, кровотечения, несоблюдение личной гигиены, неловкое положение ног при ходьбе, психосоматические расстройства.

Cлайд 28

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие: Дети дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение, нервно-психические расстройства, открытая мастурбация, неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно вырисованы интимные места тела, несвойственные ранее сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, имитация полового акта с куклами или игрушками, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

Cлайд 29

1.2. Виды насилия в отношении детей Дети младшего школьного возраста: снижение успеваемости, замкнутость, стремление к уединению, боязливое реагирование на объятия и поцелуи, ухудшение отношений со сверстниками, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости. Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи.

Cлайд 30

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие по отношению к ребенку: демонстрация по отношению к ребенку преувеличенно заботливого и опекающего отношения; частые желания остаться с ребенком наедине; нарочитое желание сопровождать ребенка во время гигиенических процедур, купания, переодевания; желание телесного контакта с ребенком и нарушение его физических границ (усаживание на колени, целование в губы, сексуальные поглаживания, стремление спать на одной кровати и пр.); проявление ревности к ребенку, ограничение его контактов с другими детьми и взрослыми; обвинение ребенка в сексуальной провокации; наличие у взрослого проблем с алкоголем или наркотиками.

Cлайд 31

1.3. Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия Группы детей, наиболее подверженных насилию со стороны взрослых: Дети-инвалиды с физическими или умственными недостатками; Дети с врожденными уродствами; Дети, родившиеся в результате изнасилования или от случайной половой связи; Недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес; Дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности и родов; Дети, которые были разлучены с матерью в течение первого года жизни; 1.4. Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей Опыт насилия в детстве; Особенности личности взрослого; Особенности отношения к ребенку; Низкий уровень развития социальных навыков; Неразвитость родительских навыков и чувств; Психическое здоровье; Ситуационные факторы.

Cлайд 34

1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов: Характеристика насилия: от кого исходило насилие; являлся ли ребенок прямым объектом насильственных действий или является свидетелем насилия в адрес значимых для него людей; вид(ы) насилия, которым он подвергался; длительность ситуации насилия; частота насильственных действий и эпизодов; степень тяжести насильственных действий; особенности раскрытия факта насилия, в частности факта сексуального злоупотребления. Cлайд 36 Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка: 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные задержка физического, речевого или моторного развития; физические ранения и травмы; нарушение действия и развития нервной и других жизненноважных систем организма; появление неврозоподобной симптоматики (расстройства сна, аппетита, различные тики и пр.) приобретение психосоматических заболеваний; приобретений физических травм и увечий.

Cлайд 37

Когнитивные последствия: изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе: трудности концентрации внимания; ухудшение памяти; снижение успеваемости; задержка интеллектуального развития; формирование искаженных (негативных или и иррациональных) представлений о себе и об окружающем мире. 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные 39 Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка: 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные снижение успеваемости и проблемы с учебой; самодеструктивное поведение; агрессия по отношению к людям и животным; сексуализированное поведение; «жертвенное» и зависимое поведение; занятие проституцией; правонарушения; низкий социальный статус; побеги из дома. уход в наркоманию и алкоголизм; суицидальные попытки.

Cлайд 40

Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения: тенденция к изоляции от социальных контактов из-за депрессии и травмированного образа себя; сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения и импульсивности; сложности образовывать устойчивые отношения из-за недоверия и нарушенной самооценки; воспроизведение и тиражирование насильственных отношений в собственных семья и с собственными детьми. Среди отдаленных социальных последствий насилия на первый план выступают саморазрушающее поведение и воспроизведение насильственных отношений в будущем. 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные