Презентация на тему живопись пространства линейная перспектива. Виды перспективы в изобразительном искусстве. фронтальной и угловой перспективы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Точки схода Основы линейной перспективы

Вступление. Фронтальная перспектива. Угловая перспектива. Трехточечная перспектива. Заключение. План

В изобразительном искусстве объект, в основе формы которого лежит прямоугольный параллелепипед, имеет 1, 2 или 3 точки схода в зависимости от его расположения относительно взгляда наблюдателя и плоскости картины

Одна (главная) точка схода используется во фронтальной перспективе, когда плоскости, формирующие каркас объекта, расположены либо параллельно плоскости катины, либо – перпендикулярно ей, то есть объект расположен «прямо» по отношению к взгляду наблюдателя. Фронтальная перспектива

В этой ситуации линии, параллельные плоскости картины, остаются параллельными, а линии, перпендикулярные ей, сходятся в одной точке на линии горизонта. Такая точка и называется главной точкой схода. Главная точка схода

Р Фронтальная перспектива куба

Фронтальная перспектива комнаты

Перспектива улицы

Возможно различное положение объекта относительно линии горизонта.

Косоугольная (угловая) перспектива Угловая перспектива объекта возникает, когда объект расположен на горизонтальной плоскости, но повернут относительно плоскости картины.

Косоугольная (угловая) перспектива В косоугольной перспективе только вертикальные линии сохраняют параллельность, в то время как остальные сходятся к горизонту. В результате получается два пучка сходящихся линий в соответствующие две точки схода.

Здесь также возможно различное положение объекта относительно линии горизонта.

Точки схода находятся на линии горизонта. Расстояни между ними зависит от расстояния от наблюдателя до плоскости картины. Чем дальше находится наблюдатель, тем дальше точки схода.

От расстояния между точками схода зависит восприятие объектов

1. Если размещать дистанционные точки схода достаточно близко друг к другу создается ощущение, что объекты угрожают вам - впечатление скорее драматическое. 2. Более "нормальный" вид создается, если одна из точек схода (или обе) выходит за пределы рисунка. 3. Чем дальше точки схода расходятся в стороны, тем меньше видимых искажений зритель увидит на законченном рисунке. Пояснение к предыдущему слайду

Угловая перспектива интерьера

Угловая перспектива улицы

В реальном рисовании обычно встречатся смешанные варианты: одни объекты расположены фронтально, другие под различным углами

В таких ситуациях используюся различные вспомогательные точки схода для конкретного объекта

Три точки схода Такая перспектива используетя, когда объект находится не только под углом к наблюдателю, но и на наклонной поверхности относительно направления взгляда наблюдателя (либо взгляд наблюдателя под углом к поверхости земли).

Часто третья точка схода необходима для изображения высотных зданий снизу или с «высоты птичьего полета».

Такую перспективу называют трехточечной. В английском языке, когда третья точка схода находится вверху, используется термин Worm"s Eye perspective . Worm"s Eye (дословно) - взгляд червяка. Сравните: в русском языке есть термин «лягушачья перспектива», означающий изображение с очень низкой линией горизонта, когда объекты «возвышаюся» над наблюдателем.

В изобразительном искусстве объект, в основе формы которого лежит прямоугольный параллелепипед, имеет 1, 2 или 3 точки схода в зависимости от его расположения относительно взгляда наблюдателя и плоскости картины. Во фронтальной и угловой перспективе точки схода лежат на линии горизонта, в трёхточечной – одна из точек находится наверху или внизу картины (обычно за ее пределами). При изображении различных объектов обычно встречатся смешанные варианты: одни объекты расположены фронтально, другие под различным углами В таких ситуациях используюся различные вспомогательные точки схода для конкретного объекта. Подводим итоги

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка к уроку изобразительного искусства на тему "Правила линейной и воздушной перспективы" включает себя подробный план-конспект урока и презентацию с наглядным материалом....

Терминологический диктант "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.Освещение"(6 класс)

Терминологический диктант для 6 класса по изобразительному искусству состоит из 20 вопросов освещающие темы по линейной перспективе, освещение....

Учебно-методический комплекс

Автор программы
Людми́ла Гео́ргиевна Пе́терсон) - российский педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования, почётный работник высшего профессионального образования РФ. В 2002 году награждена Премией Президента Российской Федерации в области образования.

Цель: создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.
Цель и задачи УМК

Задачи: Достижение личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей. Достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Программа Перспектива обеспечивает: доступность знаний и качественное усвоение материала всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Основополагающими принципами комплекса являются: Гуманистический принцип историзма коммуникативный принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

УМК сконструирован на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Все компоненты УМК «Перспектива» прошли широкую практическую апробацию в различных регионах России с положительными результатами, что придает решению поставленных перед образованием задач надежность, системность, прогнозируемость, результативность.

Образовательная среда УМК «Перспектива», с одной стороны, обеспечивает удовлетворение всех базовых потребностей детей - безопасности, причастности, самоутверждении, а с другой – актуализирует фундаментальную потребность в воспитании своих сил, реализации своего потенциала.

Система дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей 1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений

2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возрастных, психологических особенностей развития детей

3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна дать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговой формы общения.

6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способности к систематическому подбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора

7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Методическое обеспечение УМК Предметное содержание учебников и система методического обеспечения направлены на: Приоритет понимания текста над его воспроизведением; причинно-следственный, аналитический подход к работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; неформальный, занимательный характер вопросов; полноту средств, формирующих сложные умения к работе с текстом

Cлайд 1

А. Каждая ножка табурета должна опираться на пол, но вместо этого задние ножки находятся в «неестественном» положении, «повисли в воздухе» Б. Табурет изображен в обратной перспективе, так как при a < b глубина z(a) > z(b). Принцип изображения предмета в обратной перспективе (справа) и в прямой (слева) ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Cлайд 2

Цель исследования: изучить особенности перспективных построений в живописи Объект исследования: виды перспективы в изобразительном искусстве и способы их построения. Предмет исследования: перспектива в изобразительном искусстве как символ мировоззрения, отраженный в живописи. Задачи исследования: Изучить информационное поле проблемы Рассмотреть приёмы передачи окружающего мира на плоскости в перспективных построениях на изобразительной плоскости. Проследить историю развития перспективных построений в живописи. Детальный анализ композиции и геометрии перспективных построений в живописи.

Cлайд 3

Воздушная перспектива Для передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости картины были подмечены и разработаны приемы тональной и воздушной перспективы: - четкость и яркость очертаний предметов по мере удаления от нас теряется, - также уменьшается насыщенность цветов, которые разбеливаются, - контрасты светотени в глубине картины смягчаются, - дальние планы кажутся нам более светлыми, чем фигуры и предметы на среднем и переднем планах, причем этот переход должен быть плавным, постепенным. Воздух, окружающий нас, является не полностью прозрачной средой. Поэтому чем дальше от нас находятся предметы (и чем большая толща воздуха нас от них отделяет), тем менее ясно мы их видим. Их очертания становятся менее четкими, цвета менее яркими. M. Hobbema. The Avenue at Middelharnis. 1689. Картина - это окно в мир, она создана по законам воздушной и линейной перспективы.

Cлайд 4

Задача состоит в том, чтобы в шахматном порядке, чередуя светлые и темные клетки, показать, как с использованием воздушной перспективы, светлые клетки станут темнее вдали с каждым рядом, а темные станут светлее. Ближний край каждого следующего ряда должен начинаться с того же тона, на котором закончился дальний край предыдущего ряда. В последнем ряду клетки должны быть почти одного тона, но те, что должны быть темными, все равно штрихуйте немного темнее. Тональная перспектива рассматривает видимое зрителем освещение предметов в отношении силы света и тени, цвета и изменяемости окраски, в зависимости от расстояния данных предметов от зрителя.

Cлайд 5

Взгляд направлен вверх Предметы направлены на зрителя Предметы окружают зрителя с боков Когда взгляд художника направлен в главную и единственную точку схода, такая перспектива называется одноточечной. Такой перспективой пользуются, когда хотят обратить внимание зрителя на точку, где сходятся прямые. Ещё этот приём как бы затягивает зрителя внутрь картины. В рисунке с одноточечной перспективой кажется, что предметы нацелены на зрителя либо находятся по бокам от зрителя и уходят вдаль. Одноточечная перспектива

Cлайд 6

Если точка зрения выше горизонта, то предмет мы видим снизу Если точка зрения ниже горизонта, то предмет мы видим сверху Геометрические фигуры в перспективе изменяют свою форму, например круг, лежащий на столе, кажется эллипсом, прямые углы дома, в зависимости от точки зрения, кажутся тупыми или острыми.

Cлайд 7

Полную картину изображения, иллюзию реальности, создает тональная перспектива Собственные тени слабее падающих теней Тени у низа предмета слабее, чем у верха, так как рефлексы от земли более сильны снизу, чем сверху. Падающая тень от близко расположенного предмета интенсивнее, чем от предмета, расположенного дальше. Чем дальше предмет, тем сильнее ослабляется действие света, благодаря слою воздуха и уменьшению силы света. Освещение предмета наиболее яркое на первом плане, на втором слабее, на третьем ослабевает еще больше; тени, интенсивные на первом плане, ослабевают на втором, становятся сероватыми на третьем. Два тона, помещенные рядом, усиливают друг друга (пограничный контраст): передняя грань куба кажется наиболее светлой у ребра грани, находящейся в тени, а тень этой грани наиболее насыщенной у этого же ребра.

Cлайд 8

Построение изображения на картинной плоскости 1. Из точки О1, проводим линию к основанию объекта (ели). 2. Из точки песечения с основанием картинной плоскости поднимаем перпендикуляр. 3. Из точки наблюдения проводим луч к основанию ели Место пересечения луча с перпендикуляром будет основание проекции ели на картинную плоскость. 4. Из точки наблюдения проводим луч соединяющий ее с макушкой ели. 5. Точка пересечения с перпендикуляром, будет макушка проекции ели на картинную плоскость. Проекции всех объектов строятся таким же образом. Если на линии горизонта от точки Р отложить расстояние до зрителя РО в право и в лево, мы получим точки D и D1, они называются точками отдаления и будут играть важную роль в перспективных построениях. Точка Р и линия горизонта играют очень важную роль в перспективных построениях. С них начинается весь ход построений. На линии горизонта находятся точки, где сходятся на рисунке уходящие вглубь параллельные линии. Эти точки называются точками схода. Линии перспективного и географического горизонта совпадают с горизонтальной прямой, проведенной на высоте точки наблюдения. Плоскость горизонта проходит через главный луч зрения и линию горизонта. Главный перпендикуляр - перпендикуляр, проходящий через точку Р и основание картинной плоскости. А плоскость, проходящая через главный перпендикуляр и точку О - плоскостью главного перпендикуляра. Предметная плоскость - плоскость земли. Картинная плоскость - плоскость, на которой мы получаем изображение. Основание картинной плоскости - прямая, ограничивающая картинную плоскость снизу. Главный луч зрения - луч проведенный из точки зрения перпендикулярно картинной плоскости. Точка главного схода (Р) - точка пересечения главного луча зрения и картинной плоскости. Линия горизонта (линия перспективного горизонта) - горизонтальная линия, проходящая через точку Р, параллельная основанию картинной плоскости.

Cлайд 9

Свет проникает через зрачок внутрь глаза и пройдя через хрусталик (двояковыпуклую линзу) попадает на сетчатую оболочку. Мельчайшие колбочки этой оболочки испытывают нервное раздражение и передают его в головной мозг, отчего мы получаем ощущение света. Световые лучи падают в глаз в виде пучка, имеющего форму конуса: вершина конуса находится в зрачке глаза. На рисунке изображен в схематическом виде хрусталик глаза, нервная сетчатка, и предмет. Путем проектируемых линий, показан путь света от предмета к глазу. Если отдалить предмет от глаза, то его изображение на сетчатке уменьшается. Здесь действует самый важный для нас закон перспективы: все предметы, по мере удаления от нашего глаза, кажутся меньше. Как работает глаз

Cлайд 10

Перспективные изменения предметов происходят по трем направлениям: 1. Масштаб ширины. 2. Масштаб высоты 3. Масштаб глубины

Cлайд 11

Правила перспективы Все линии идущие перпендикулярно к горизонту сходятся в главной точке схода Р. Для нахождения перспективного искажения линии АВ в любом месте картинной плоскости и в произвольно взятой точке с, соединим с ней точку А и продолжим ее до линии горизонта, где найдем точку схода F1. Точку F1 соединим с другим концом отрезка АВ, с точкой В. Проведенный через эту произвольную точку отрезок cd, будет искомым перспективным изображением линии АВ. Все остальные построения показывают размеры линии АВ, взятой в других местах картинной плоскости. Главная точка схода - Р, остальные точки схода - F1, F2, F3, F4. Линии параллельные горизонту, где бы они не находились, не изменяют своего горизонтального положения.

Cлайд 12

Перспектива (фр. perspective от лат. perspicio - ясно вижу) - 1) явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, две параллельные рельсы кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя); 2) способ изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов. Этот оптический обман очень ярко демонстрирует, насколько при восприятии пространства и оценке расстояния до предметов и их величины мы используем перспективу. Проходя по зрительным трактам, сигналы, полученные каждым глазом, соответствующим образом обрабатываются мозгом в единое зрительное ощущение

Cлайд 13

Чтобы подчеркнуть высоту Двухточечная перспектива Создание "декораций" Взгляд по прямой плюс акцент на вертикальном измерении Обычно в двухточечной перспективе имеются левая и правая точки схода. Реже встречается двухточечная перспектива с верхней и нижней точками схода. Трёхточечная перспектива Чтобы подчеркнуть равноправность трёх измерений Трёхточечная перспектива встречается редко, так как подразумевает, что зритель смотрит на сцену снизу или сверху, а не прямо. К такой перспективе обращаются, когда нужно не только дать полную картину происходящего, но и сделать акцент на вертикальном измерении.

Cлайд 14

Сферическая перспектива – несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану. Использовалась в конце XIX - начале XX вв. некоторые живописцами, осознавшими особенно характерный для XIX века формализм многих моментов линейной перспективы и стремившихся к созданию синтетического образа мира (П. Сезанн, К. С. Петров-Водкин) Сферическая перспектива

Cлайд 15

Ортогональная перспектива Только в ортогональной проекции форма предмета может быть зафиксирована единственным образом. Только ортогональная перспектива передаёт без искажений контуры реального предмета. Ортогональная перспектива свойственна древнеегипетскому искусству. Однако ортогональные проекции никак не передавали глубину реального пространства и уже в искусстве Древнего Египта появились робкие ростки аксонометрии.

Cлайд 16

Рассмотрим картину. Центром ее является правый глаз Христа. Вся картина построена на линиях исходящих из этого центра. Она имеет строгую вертикальную симметрию. Леонардо да Винчи, как и многие художники Возрождения старался не просто показать, но и вычислить глубину пространства. Эпоха Возрождения Перспектива, как самый сложный метод, получила своё развитие во времена эпохи Возрождения. Для Возрождения наиболее характерна линейная перспектива. Линия горизонта и главная точка картины стали важнейшими инструментами художника, Главная точка картины заключала в себе смысл картины, становилась смысловым центром картины. «... Перспектива - это мысленная демонстрация, с помощью которой на опыте можно убедиться, что образы всех вещей передаются в глаз по образующим конуса [видимости]. Одинаковые по размеру тела формируют конусы с большими или меньшими углами в зависимости от расстояний между ними [и глазом наблюдателя]. Под образующими конуса [видимости] я подразумеваю те прямые линии, которые, будучи выпущенными из точек внешнего контура тела, сходятся на некотором расстоянии в общей для всех точке.» леонардо да винчи

Cлайд 17

Тональная перспектива определяется расстоянием до источника света и положением предмета по отношению к нему. В условиях помещения по мере удаления от источника света освещенность предметов слабеет. В связи с этим изменяется насыщенность и светлота цвета предметов. Блик - то место на освещенной части предмета где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света). Свет - освещенная часть предмета. Полутень - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом. Тень - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой ни отраженный свет. Рефлекс - то место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света. Падающая тень - самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет.

Cлайд 18

Аксонометрия (от греч. áxōn - ось и...метрия), способ изображения предметов на чертеже при помощи параллельных проекций. Аксонометрические чертежи характеризуются большой наглядностью. Для построения аксонометрической проекции пространственной фигуры поступают следующим образом: выбирают 3 взаимно перпендикулярные оси и масштабы длин на этих осях. Затем проектируют на плоскость чертежа данную фигуру и эти оси вместе с масштабами. Аксонометрия была известна ещё во втором веке нашей эры. Она даёт точное изображение фронтальной плоскости предмета и давала представление о глубине пространства, хотя и трудно было понять сколь протяженна эта глубина. Законченное развитие аксонометрия нашла в живописи средневекового Китая и Японии. Китайские художники, многие из которых являлись монахами, находили умиротворяющую гармонию в природе. Там они познавали истину и применяли полученные ими знания в живописи.

Cлайд 19

Раз перспектива "обратна", то обратен и принцип ее построения. Чем дальше предмет, тем его изображение больше. Если в "классическом" рисунке параллельные прямые встречаются за предметом, у горизонта, то в рисунке с обратной перспективой - перед предметом, над плоскостью изображения. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Cлайд 20

Что за удивительная вещь искусство живописца! Он – чудотворец более великий, чем сама природа … искусство живописца претворило вымысел в подлинную жизнь. Христофор Митиленский (1000-1050 Лик на иконе (слева) и лицо на картине (справа) Изображение складок одежды на иконе (слева) и на картине (справа) Горки на иконе (слева) и горы на картине (справа) Икона – вне времени, она - отображение инобытия в нашем мире. Горы на иконах это символы духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.

Cлайд 21

Способы изображения меняются на протяжении истории искусства. Люди разных эпох неодинаково видят мир. В еще большей степени они по-разному мыслят. Характер мышления и накладывает прежде всего свой отпечаток на видение. Различные структурные формы, в которых отражается предметная действительность Я твердо, я так сладко знаю, С искусством иноков знаком, Что лик жены подобен раю, Обетованному Творцом. Н.Гумилев Лик Ее из огненной стихии Был в земные краски воплощен М. Волошин Пространство в веках или «Я так вижу!»

Cлайд 22

Главная вертикаль расположена в углу помещения, луч нашего зрения направлен в угол. Линии пересечения стен с полом и стен с потолком имеют две точки схода на линии горизонта. Вертикали остаются вертикальными, так как уровень горизонта находится близко к середине рисунка. Все параллельные линии предметов мебели сориентированных относительно стен имеют те же точки схода, что и линии помещения. Рисунок фронтального интерьера Рисунок интерьера в сферической проекции Рисунок углового интерьера Луч зрения перпендикулярен плоскости одной из стен. Линии ширины и высоты будут строго вертикальны и горизонтальны, без перспективных искажений. Все параллельные линии глубины будут иметь точку схода в главной точке. Криволинейные искажения реально существуют в видимой нами картине мира. Линия, на которую направлен взгляд, оказывается проходящей через главную точку, а все линии проходящие через главную точку не имеют криволинейных искажений, они всегда прямые. все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь наконец в окружность.Каждая линия не проходящая через центр, будучи продленной, является полуэллипсом.

Cлайд 23

Литература 1. Вавилов С.И. Глаз и солнце: О свете, солнце и зрении. – М.: Наука, 1981. 2. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992. 3. Лихачев Д.С.Русское искусство от древности до авангарда. – М.: Просвещение, 1992. 4. Мочалов Л.В. пространство мира и пространство картины. – М.: Советский художник, 1983. 5. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – Санкт-Петербург: Азбука- классика, 2002. 6. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. - М.: Наука, 1980. 7. Раушенбах Б. В. Системы перспектив в изобразительном искусстве: Общая теория перспектив. - М.: Наука, 1986. 8. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. – М.: Искусство, 1960. 9. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология./Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина.- М.: Прогресс, 1993.-400 с. (Сокровищница русской религиозно- философской мысли. Вып. I) 10. Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство, 1994. 11. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002. 12. Материалы сайта «Великие мастера изобразительного искусства» http://master.parnas.ru/ 13. Энциклопедия портала Яндекс http://www.yandex.ru

Перспектива (от лат. perspicere ясно видеть, постигать) в изобразительном искусстве система способов изображения пространства на плоскости. Перспектива в рисунке - способ изображения объемных фигур, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве перспектива используется как одно из художественных средств для усиления выразительности образов.








Перспектива бывает линейная, воздушная и обратная. Линейная перспектива это способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей объема и глубины. Линейная перспектива наиболее традиционна, т.к. отвечает естественному восприятию окружающего мира.




Обратная перспектива способ изображения, при котором линии схода направлены не вглубь картины, а на зрителя. Этот вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи и фресках. Центр мира при этой проекции помещался внутрь художника и зрителя и параллельные линии сходились не снаружи, а внутри наблюдателя. Из двух одинаковых предметов большим при изображении пространства на плоскости в этой системе оказывался тот. который располагается дальше от зрителя.




Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность. Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.